Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Уссурийск, 19 августа в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа настоятель храма протоиерей Андрей Машанов совершил Божественную литургию, а накануне Вечернее Богослужение.

Ему сослужили клирики храма: иерей Глеб Журавлев и дьякон Александр Любарец.

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Никольского храма под управлением регента Екатерины Бабенко.

Преображение Господне литургически отмечается с четвертого века, когда святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь этого события. Напомним, Евангелие рассказывает нам, как Христос с тремя учениками, перед тем как пойти на Крестную смерть, отправился на гору Фавор, где в чудесном Его Преображении им троим была явлена Его Божественная природа. Вспоминая это событие, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради спасения всех людей.

Согласно церковному уставу, в день Преображения в конце Божественной литургии совершается освящение земных плодов: винограда, яблок и прочих фруктов, овощей нового урожая, которые затем, по обычаю, жертвуются храму и неимущим.

Яблочным Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай плодов, а самым распространенным и доступным фруктом, который освящают в праздник, в России были и остаются яблоки.

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́ , Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м славу Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́ .

Перевод:​ Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́ ,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину Отчее сия́ние.

Перевод:​ На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Событие и смысл праздника.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 1-5).

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя

Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся.

Несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

История праздника.

Впервые Преображение стало отмечаться раннехристианскими церквями Армении и Каппадокии, постепенно вытеснив языческий Вардавар — чествование богини Астхик (малоазийский аналог античной Венеры), однако тогда еще не возникла современная дата 6 (19) августа, праздник же отмечался в шестую неделю после Пасхи.

А вот на конец лета он сместился в Римской Империи, где в это время проходили вакханалии (поклонение богу виноделия Вакху). Празднества сопровождались бурными пьянками и разгульем, чем, безусловно, противоречили христианской морали. Чтобы каким-то образом пресечь подобное, но вместе с тем не лишать людей праздника и тем самым не вызывать недовольство народа, было решено поступиться историчностью и совместить дату Преображения с языческими днями сбора урожая. Ведь созвать простых людей из отдаленных деревень в храм было не так-то просто, требовался не только веский повод, но и некий ритуал, поэтому на эти дни назначили благодарственный молебен за дарованный Богом урожай винограда, освящение плодов, а самое главное, у людей появилась возможность причаститься Святых Тайн. Первый же храм в честь Преображения Господня был воздвигнут на горе Фавор равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого в IV веке.

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас.

Традиции праздника

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино.

А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.