КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Уссурийск. 19 января 2022 года, настоятель храма Святителя Николая, протоиерей Андрей Машанов возглавил Божественную Литургию и Великое освящение воды. Ему сослужил дьякон Александр Любарец.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Екатерины Бабиной.

После освящения воды настоятель обратился с проповедью к прихожанам и рассказал о духовном значении праздника.

КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. βάπτισμα τοῦ Κυρίου; лат. baptisma Domini), один из глав­ных хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, ус­та­нов­лен­ный в вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Ии­су­са Хри­ста про­ро­ком Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем в во­дах реки Иор­дан. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­сит­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; от­ме­ча­ет­ся 6(19) ян­ва­ря.

Со­глас­но Еван­ге­ли­ям (Мф. 3; Мк. 1:4–11; Лк. 3:2–18, 21–22; Ин. 1:19–34), Ио­анн Кре­сти­тель про­по­ве­до­вал сре­ди из­ра­иль­ско­го на­ро­да не­об­хо­ди­мость по­кая­ния для про­ще­ния гре­хов пе­ред встре­чей гря­ду­ще­го Мес­сии и вхо­ж­де­ни­ем в Его цар­ст­во и со­вер­шал над уве­ро­вав­ши­ми об­ряд омо­ве­ния (греч. βάπτισμα, в слав. пе­ре­во­де – кре­ще­ние). При­ход к Ио­ан­ну в Ви­фа­ва­ру при Иор­да­не Ии­су­са, же­лав­ше­го кре­стить­ся, как все, вы­звал в про­ро­ке смя­те­ние, по­сколь­ку Ии­сус и был ожи­дае­мым Мес­си­ей (греч. Χριστός – Хри­стос). Ии­сус впер­вые явил Се­бя как Мес­сия, и впер­вые явил Се­бя Сы­ном Бо­жи­им, Вто­рым Ли­цом Пре­свя­той Трои­цы: при Его кре­ще­нии с не­бес раз­дал­ся глас От­ца: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние». 

Не имея в Се­бе гре­ха, Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос не имел ну­ж­ды в по­кая­нии и омо­ве­нии, но на не­до­уме­ние Ио­ан­на Он от­ве­тил ука­за­ни­ем «ис­пол­нить вся­кую прав­ду». При­няв от Ио­ан­на кре­ще­ние, Хри­стос тем са­мым вы­ра­зил ­сми­рение, а так­же Своё еди­не­ние с людь­ми, гре­хи ко­то­рых брал на Се­бя. Кро­ме то­го, сой­дя в Иор­дан, Он ос­вя­тил Со­бой ес­те­ст­во во­ды и по­ло­жил ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го та­ин­ст­ва кре­ще­ния. В кре­ще­нии Хри­ста со­вер­ши­лось яв­ле­ние Трие­ди­но­го Бо­га: кре­ще­ние Сы­на, глас От­ца, со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя. По­это­му Крещение Господне ина­че на­зы­ва­ет­ся Бо­го­явле­ни­ем. С это­го со­бы­тия на­чал­ся пе­ри­од об­ще­ст­вен­но­го слу­же­ния Ии­су­са Хри­ста.

Цер­ков­ный празд­ник Крещение Господне вос­хо­дит к древ­не­му вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­му, ве­ро­ят­но алек­сан­д­рий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (впер­вые упо­ми­на­ет­ся Кли­мен­том Алек­сан­д­рий­ским), празд­ни­ку Епи­фа­нии (греч. ἑπιφάνεια  – чу­дес­ное яв­ле­ние, про­яв­ле­ние Бо­же­ст­вен­ной си­лы), или Тео­фа­нии (греч. Θεοφάνια  – Бого­яв­ле­ние). Тео­фа­ния ста­ла пер­вым боль­шим хри­сти­ан­ским тор­же­ст­вом, имею­щим ка­лен­дар­ную да­ту – 6 ян­варя. Пер­во­на­чаль­но Тео­фа­ния вклю­ча­ла в се­бя и празд­но­ва­ние Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, по­это­му её бо­го­слов­ский смысл со­дер­жал боль­ше от­тен­ков, не­же­ли смысл празд­ни­ка Крещение Господне. Тео­фа­ния – это и во­пло­ще­ние Ии­су­са Хри­ста от Св. Ду­ха и Де­вы Ма­рии, и Его ро­ж­де­ние в Виф­лее­ме, и Его кре­ще­ние от Ио­ан­на в Иор­да­не (яв­ление Се­бя Мес­си­ей и Сы­ном Бо­жи­им), и со­вер­шён­ное Им пер­вое чу­до в Ка­не Га­ли­лей­ской, явив­шее Его Бо­же­ст­вен­ную си­лу. По­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ским Вос­то­ком в 4–5 вв. празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва смысл празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния сосре­до­то­чил­ся на кре­ще­нии Ии­су­са Хри­ста в Иор­да­не. При этом в бо­гослу­жеб­ном ус­та­ве со­хра­ни­лась связь Крещение Господне с Ро­ж­де­ст­вом: оба празд­ни­ка име­ют пред­празд­нич­ные со­чель­ни­ки, а празд­нич­ная ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся по чи­ну свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. 

Осо­бен­но­стью пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния Крещения Господня является ос­вя­ще­ние во­ды, со­вер­шае­мое как в хра­мах, так и на от­кры­тых во­до­ёмах. В современной прак­ти­ке во­да ос­вя­ща­ет­ся два­ж­ды: на­ка­ну­не празд­ни­ка, в кре­щен­ский со­чель­ник, и в день празд­ни­ка, по­сле ли­тур­гии (ве­ли­кое во­до­ос­вя­ще­ние). Тра­ди­ция ос­вя­ще­ния во­ды на­ка­ну­не празд­ни­ка, воз­мож­но, вос­хо­дит к древ­ней прак­ти­ке кре­ще­ния в сам день Бо­го­яв­ле­ния го­то­вив­ших­ся при­нять это та­ин­ст­во – ог­ла­шен­ных. Тра­ди­ция ве­ли­ко­го во­до­ос­вя­ще­ния свя­за­на с обы­чаем па­ле­стин­ских хри­сти­ан ше­ст­во­вать в день Бо­го­яв­ле­ния на Иор­дан к по­читае­мо­му мес­ту кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Пе­ред кре­щен­ским со­чель­ни­ком за­вер­ша­ют­ся Свя­тые дни празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Святки).