Уссурийск. 19 января 2022 года, настоятель храма Святителя Николая, протоиерей Андрей Машанов возглавил Божественную Литургию и Великое освящение воды. Ему сослужил дьякон Александр Любарец.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Екатерины Бабиной.
После освящения воды настоятель обратился с проповедью к прихожанам и рассказал о духовном значении праздника.
КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. βάπτισμα τοῦ Κυρίου; лат. baptisma Domini), один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников; отмечается 6(19) января.
Согласно Евангелиям (Мф. 3; Мк. 1:4–11; Лк. 3:2–18, 21–22; Ин. 1:19–34), Иоанн Креститель проповедовал среди израильского народа необходимость покаяния для прощения грехов перед встречей грядущего Мессии и вхождением в Его царство и совершал над уверовавшими обряд омовения (греч. βάπτισμα, в слав. переводе – крещение). Приход к Иоанну в Вифавару при Иордане Иисуса, желавшего креститься, как все, вызвал в пророке смятение, поскольку Иисус и был ожидаемым Мессией (греч. Χριστός – Христос). Иисус впервые явил Себя как Мессия, и впервые явил Себя Сыном Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы: при Его крещении с небес раздался глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Не имея в Себе греха, Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в покаянии и омовении, но на недоумение Иоанна Он ответил указанием «исполнить всякую правду». Приняв от Иоанна крещение, Христос тем самым выразил смирение, а также Своё единение с людьми, грехи которых брал на Себя. Кроме того, сойдя в Иордан, Он освятил Собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения. В крещении Христа совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Святого Духа в виде голубя. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением. С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа.
Церковный праздник Крещение Господне восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения (впервые упоминается Климентом Александрийским), празднику Епифании (греч. ἑπιφάνεια – чудесное явление, проявление Божественной силы), или Теофании (греч. Θεοφάνια – Богоявление). Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим календарную дату – 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова, поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещение Господне. Теофания – это и воплощение Иисуса Христа от Св. Духа и Девы Марии, и Его рождение в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна в Иордане (явление Себя Мессией и Сыном Божиим), и совершённое Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его Божественную силу. После принятия христианским Востоком в 4–5 вв. праздника Рождества Христова смысл праздника Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещение Господне с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину свт. Василия Великого.
Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и в день праздника, после литургии (великое водоосвящение). Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство – оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются Святые дни празднования Рождества Христова (Святки).