Мученик Андрей Стратилат (†302)

ikona-sv_-andreja-stratilata__(1)

Мученик Андрей Стратилат Таврийский был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305), который был язычником и гонителем христиан.

За храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат», т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги — бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он — христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (†ок.302).

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Среди Таврийских гор слышны глухие причитанья:

Природа воссылает Богу скорби воздыханья.
Лишь эхо вторит ей из седловин глубоких-
В своих страданиях природа одинока.
Но день настал, и затряслись скалистые вершины,
Как будто у подножья гор вступили в битву исполины.
И стоны новые, как некий глас иного света.
То был конец дружины храброго Андрея Стратилата,
Чьи воины главу под меч склонили, как ягнята.
Андрей оборонил империю от персов кровожадных,
Но сам стал жертвою злодеев беспощадных.
Две тысячи его товарищей колена преклонили
И из устен стратига слово мудрое ловили:
«Се час приятен! Вот настал нам день спасенья!
Нам с жизнью временной не страшно разлученье;
Так со смирением восхвалим, братья, Бога
За все те блага, что нам даровал премного,
За то, что мученичества сподобил нас,
Без страха мы пред Ним предстанем в этот час».
Окончив слово, Стратилат вознес молитву-
Собратьев по оружию звал он не на битву.
И вторил дружный хор из воинов святых,
Что пали под мечом, избавившись от уз земных.
Их сонмы Ангелов в мир горний провожали,
Врата им райские с почетом отверзали:
Ведь славный Стратилат вновь одолел врага-
Кровь пролил за Христа, венец стяжавши на века.

(Святитель Николай Сербский).

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородкой.

1_617

В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

andrey_stratilat_nm2

Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме.

В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах.

0_85432_e8f4cf8f_orig

Андреевский монастырь на фоне МГУ

andrАндреевский монастырь в Москве (вид сверху)

Андреевский монастырь был основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Было выбрано место за городом, к юго-западу, на правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы — наиболее распространенное.

620n1

Надвратная церковь Андрея Стратилата

Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русскими и татарскими лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.

_IMG_0014

Вид на Андреевский монастырь со стороны Академии Наук

Первоначально монастырь именовался Преображенской пустынью, позже он был назван Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола». По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В монастыре существовала библиотека и школа для подростков различных сословий. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.

15_(4)

4548124549_f27ee8ac29_o

204_0066704b

В XVIIIв. монастырь был упразднен и обращен в приход. В его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма, затем там содержались умалишенные, в 1803 году была устроена богадельня. В советское время на этой территории располагались дома-коммуны, метрологические службы. Сейчас там размещается Синодальная библиотека Московского Патриархата, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре», а в одной из церквей — Воскресенской — возобновлены богослужения.

204_0066718b

Фреска на стене церкви Андрея Стратилата

Русские крестьяне называли святого Андрея Стратилата Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес». День Андрея Стратилата считался началом Бабьего лета.

Тропарь, глас 5-й:
Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси: кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате. Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.

Кондак, глас 4-й:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, Безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/